Книга Роберта Грейвса (1895-1985) - поэта, романиста, фольклориста,
переводчика, автора исторических романов и монографий по мифологии -
представляет собой исследование древних религий и мифов, пропущенное
через богатую поэтическую фантазию. Специалисты могут не соглашаться с
методами и выводами Грейвса, но нельзя не поддаться очарованию его
удивительного произведения, воссоздающего некий единый образ
богини-матери, лежащий в основе всех мифологий.
'Богиня -
прекрасная стройная Женщина с крючковатым носом, смертельно бледным
лицом, алыми губами, поразительной голубизны глазами и длинными светлыми
волосами. Она может обернуться свиньей, кобылой, сукой, лисой, ослицей,
лаской, змеей, совой, волчицей, тигрицей, русалкой или отвратительной
старой Каргой. Имен и прозваний у Нее - не счесть. В рассказах о
привидениях Ее называют Белой Дамой, а в древних верованиях от
Британских островов до Кавказских гор - Белой Богиней. Я не припомню ни
одного настоящего поэта, начиная с Гомера, который независимо ни от кого
не оставил бы свое собственное свидетельство о Ней. Можно сказать, что
показателем поэтического видения является точность, с которой поэт
изображает Белую Богиню и остров, где Она правит. Вот почему, когда
читаешь подлинную поэзию, волосы встают дыбом, глаза слезятся, к горлу
подступает комок, по коже бегают мурашки и холодеет спина. Подлинная
поэзия - это заклинание Белой Богини или Музы, Матери всего сущего,
силы, издревле устрашающей и желанной, как паучиха или пчелиная матка,
чьи объятия несут смерть.
|